Мифы о Швеции как стране с интеллигентным (благодаря Нобелевской премии) и социалистическим (все слышали что-то о шведской системе социальной защиты, до сих пор частично уцелевшей) обществом все еще процветают за ее пределами. Между тем само шведское общество характеризует себя как informationssamhälle и konsumentsamhälle, что означает: информационное общество и общество потребителей. В шведском языке эти слова не имеют ни негативного, ни иронического оттенка – просто констатация. По социальной сути – это мелкобуржуазное общество, ориентированное на удовлетворение потребностей «простого человека с обычными интересами» (en vanlig människa med allmänna intresser), т.е проще говоря, обывателя.
Постепенное торжество обывательской философии в сегодняшнем мире как раз и основано на информации и потреблении. Информация не есть знание. Для того, чтобы она стала таковым, необходимо осмысление, анализ и переживание информации, а не просто ее потребление.
Шведское общество достигло того обывательского «прогресса», о котором
предупреждал Чехов в повести «Моя жизнь. Рассказ провинциала». Главный герой Полознев говорит своему оппоненту доктору Благово:
- ...нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные, равномерно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд...
...если вы не заставляете своих ближних кормить вас, одевать, возить, защищать вас от врагов, то в жизни, которая вся построена на рабстве, разве это не прогресс?
На что доктор возражает:
- Пределы общечеловеческого, мирового прогресса в бесконечности...
Я иду по лестнице, которая называется прогрессом, цивилизацией, культурой... не зная определенно, куда иду, но, право, ради одной этой чудесной лестницы стоит жить...
А вы... живете – ради того, ...чтобы художник и тот, кто растирает для него краски, обедали одинаково. Но ведь это мещанская, кухонная, серая сторона жизни....
Благово - идеалист, интеллигент. Полознев – радикал, отказавшийся от дворянства ради физического труда и ставший в итоге подрядчиком, мелким предпринимателем, обывателем.
Вот шведский результат: прогрессивное общество с высоким уровнем благосостояния, где уже нет нужды бороться за существование, где все уже снивелированны и каждый сам за себя. И художник и работник (не раб, а подрядчик!) обедают вместе, но совместный обед, увы, не возвышает работника. Когда утрачены идеалы и отсутствует стремление к самосовершенствованию, кухонная сторона жизни становится главной. Потребление само по себе становится идеалом и целью существования. Достигнув бытового равноправия, общество обывателей требует равноправия в интеллектуальной сфере. Идеи равенства, вывернутые наизнанку, становятся уравниловкой. Элементарный пример: в Швеции запрещены школы для одаренных детей, ибо они нарушают принцип всеобщего равенства. Обывателю не нужен интеллигент с его идеалистической моралью, неудобной в прагматичном потребительском обществе.
Отсутствие идеалов обусловлено, на мой взгляд, отсутствием в Швеции интеллигенции как социального слоя, общественной группы; есть только отдельные индивидуумы. Шведские интеллигенты напоминают мне ракушки на морском берегу – их может сбить в кучку, среди них попадаются большие и редкие по красоте экземпляры, в какой-то из них, возможно, таится жемчужина, но все они замкнуты на себе, каждый сам за себя, чтоб услышать их, надо каждую по отдельности приложить к уху. В той же повести Чехова доктор Благово восклицает:
- Если улитка в своей раковине занимается личным самосовершенствованием и ковыряется в нравственном законе, то это вы называете прогрессом?
Общественный прогресс требует наличия в обществе слоя передовой интеллигенции, не только теоретически понимающей необходимость сохранять и передавать общечеловеческие идеалы следующим поколениям, но и чувствующей свою персональную ответственность за это. Интеллигенция должна идти впереди общественного сознания, формировать его. Отсутствие идущих впереди в нивелированном шведском обществе приводит к деградации самого общества, когда реальная жизнь подменяется документальной мыльной оперой, сконструированной по телевизионному сценарию.
Современный писатель Николай Голь* назвал интеллигенцию температурой общественного организма. Если общественный организм нездоров, температура резко повышается; интеллигенция кипит. В расслабленном теле шведского общества температура равна нулю. С медицинской точки зрения - очень опасный признак.
----------------------------------------------------------------
* Николай Голь. Боборыкинское отродье. «Пчела» (сентябрь-октябрь 2001), Спб.
В сети www.pchela.ru/podshiv/35/bobr.htm
© Римма Маркова (Rimma Markova)
В Стокгольме:
05:08 16 января 2025 г.