Независимо от нашего отношения к «оранжевой» революции, происходившей на Майдане, можно с полной определенностью отметить ряд факторов, сделавших ее «революцией наоборот». Помимо того, что вместо боев люди танцевали, а в революционной риторике вместо мантры «рабочий класс» звучала мантра «бизнес, свобода бизнеса», можно отметить еще и некоторые объективные факторы:
1. на стороне революции стояло духовенство всех конфессий и каждый новый революционный день на Майдане начинался молитвой. В исполнении Ю (Ющенко) православие вдруг перестало выглядеть старомодно. По той искренней религиозной консервативности, которой так и веяло от Ю и других оранжевых лидеров, равно как и по консервативным нравам внезапно сложившимся на Майдане, таким как не материться, верить в любовь, не пить, можно было воочию констатировать ставшую былью сокровенную психоделическую мечту Александра Дугина – консервативную революцию.
То, что рядом с православными в рядах сторонников Ющенко были униаты и католики, говорит вовсе не о стремлении «продаться Ватикану и Западу», а скорее наоборот – оживление православия в традиционно малорелигиозном (в отличие от россиянина) украинце заставило католиков и униатов сделать ответные шаги в сторону витального кандидата. Скорее всего, они так и останутся меньшинством на религиозных небесах Украины наряду с иудеями, мусульманами и буддистами.
Большинство «оранжевых» лидеров - православные именно Московского Патриархата (Порошенко, Зинченко, Томенко, да и сами Ю и Ю2 (Юлия Тимошенко)), и именно органичная, современная форма православия служит причиной повсеместного упоминания о боге в пост-революционной Украине везде, вплоть до программы правительства. Именно этот фактор заставил украинского «московского» Патриарха Владимира Сабодана в декабре 2004 благословить президента Ю, и сегодня 8 февраля 2005 Патриарха Всея Руси Алексия II благословить правительство Ю2. Равно как и ассамблея ЕС в Страсбурге, Патриарх не смог остаться равнодушным к консервативно-революционным чарам «оранжевых». Обоих можно понять, ведь консерватизм «оранжевых» креативен, а такой товар, как креатив, в дефиците и у Алексия II, и в Страсбурге. Косным и трусливым бюрократическим монстрам Страсбурга и Брюсселя впору петь Высоцкого «во мне заряд нетворческого зла», так им не хватает креативной энергии, но об этом после…
2. общенациональную забастовку объявили не профсоюзы, а союз предпринимателей и промышленников. Пролетариат знает сам, что, не приди он на работу на нерентабельные и без того простаивающие шахты и заводы, ничего по сути не изменится. Поэтому забастовка становится эффективной лишь тогда, когда ее объявляют те, чья рабочая сила так или иначе задействована в той или иной предпринимательской схеме. Как говорится, «кто не рискует, тот не пьет шампанского», а в украинском случае забастовку объявили как раз те, кто рискует. Именно поэтому мантра «свобода бизнеса» и занимала ключевое место в риторике Майдана. И главное:
3. революционным классом украинской революции стали клерки, в то время как самым контрреволюционным классом стал именно пролетариат.
КЛЕРКИ - конторские работники, будь то бизнесмены, дизайнеры, копирайтеры, компьютерщики, менеджеры, журналисты, все, чье рабочее место – письменный стол, т.е. Дети Большого Города, эволюционировавшие из «межклассовой прослойки интеллигенции» и которых в пост-индустриальном обществе стало гораздо больше. Это клерки не хотят видеть у руля страны ставленника индустриальных магнатов, потому что у них есть четко обозначенный классовый интерес – клерки это те, кто НЕ ХОЧЕТ НА ФАБРИКУ. Контрреволюционное сопротивление, которое «оранжевые» встретили в Донбассе, это и есть классовая борьба в современном виде т.к. в Донбассе еще держится индустриальное общество, где большинство – это пролетариат, а не клерки. Но в революционном Киеве уже прочно воцарилась пост-индустриальная эпоха – ВРЕМЯ КЛЕРКОВ. Представления о том, что «Донбасс працюе, а Киев танцюе» обусловлены именно тем, что «прол» в большинстве случаев не очень-то понимает, чем занят клерк, и считает его дармоедом. Финал классовой борьбы состоялся на Майдане, когда пролы остолбенели, увидев, что клерков уже больше по численности. Ведь, как бы это смешно ни звучало, но кого «поштучно» больше, тот и есть самый революционный класс.
Если слово «clerk» переводить буквально, то получится ”писарь”, так что первым клерком Украины был Хмельницкий, а вторым - Мазепа.
В свое время доктор Ломброзо писал о том, что социальный конфликт – это всегда конфликт двух физиономий, и все «бывшие советские люди» прекрасно понимают, как и чем клерк отличается от прола физиономически.
Так же как буржуазия была революционным классом в 1789 и стала контрреволюционной в 1917, так и бывший революционным в 1917 пролетариат растерял свою революционность к 2004-му, в этом и заключается неумолимый ход истории. Более того, вчерашний класс-гегемон стал сегодня просто-напросто реакционен. Состояние левого движения на пост-индустриальном Западе только подтверждает это своей патологической нереволюционностью.
Среди восточно-европейских стран, традиционно страдающих слабым экологическим сознанием, Украина резко вышла вперед благодаря революции. Бескомпромиссная экологическая политика Ю и подписаный им указ о запрете охоты на 10 лет хоть и не являются чем-то качественно новым (запрет на охоту в Швеции просуществовал лет 20), но дают пищу для размышления всем «зеленым». Западное «зеленое» движение (обычно входящее в союз с левыми) не эффективно, потому что уступает клеркам в экологической заинтересованности. Клерки хотят отдыхать в красивых, экзотичных, экологически чистых местах и для клерков это не несбыточная мечта, в отличие от пролетариата, который всегда был, по сути дела, заинтересован в индустриализации, т.е. экологическом изнасиловании планеты. Я думаю, что организациям типа ”Green Peace” следует задуматься о смене тактических союзников в борьбе за «зеленое дело» в свете «оранжевой революции». Да и по цветовой гамме оранжевый подходит зеленому больше, чем красный.
Еще одним «оранжевым» уроком, который всем мировым демократиям так или иначе придется «переваривать», является тот факт, что впервые в современной истории масс-медиа «получили в рыло» от народа и телевизор не сработал как средство зомбификации. Мало того, в отличие от Сербии и Грузии, в Украине был написан закон, предотвращающий превращения СМИ в средства массовой дезинформации и предусматривающий уголовную ответственность за манипуляцию общественным сознанием. В этом вопросе Украина стала «Прометеем» человечества, подтвердив смелое заявление Ю2, что «раньше мир был европоцентричным, затем америкоцентричным, а теперь стал украиноцентричным», и перенятие этого закона другими странами лишь вопрос времени. Например в Швеции, где масс-медиа уже давно поделены между партией социал-демократов и семьей Бониерс, такой закон был бы очень кстати.
Украинский урок, в равной степени актуальный как для России, так и для Запада, заключается в ущербности мазохизма по отношению к власти или, говоря просто по-русски, в «вере в хорошего царя». В России, равно как в Германии или Швеции, очень часто на устах простого народа встречается тезис о том, что «надо чтоб порядок был и крепкий хозяин». «Если не Йоран Перссон, то кто?», говорит средний швед. Украинцы показали всем, что в отличие от россиян, они не мазохисты и им не нужен «крепкий хозяин», именно поэтому «оранжевые» и вызывают такое раздражение сегодняшнего Кремля. Украинцы предпочитают новую «гетманщину и атаманщину» расхожей авторитарно-демократической модели СНГ. Можно конечно пугать непросвещенных «бандеровщиной», но, в далеком прошлом опасаясь «бандеровщины», опасались «идеологии», сводящейся к элементарной ксенофобии и неприязни ко всем соседям, будь то «москаль», «жид», «лях», «татарин» и т.д., «як заповiв» Тарас Шевченко. Но тут Кремль валит «с больной головы на здоровую», ведь «оранжевые» – это пестрый интернационал с «жидо-басурманскими» вкраплениями, в то время как «идеология Шевченко» как раз прижилась на необъятных просторах РФ во времена ВВП. Именно Россия исходит сейчас уличной ненавистью к «черномазому кавказцу», «жидомассону», мусульманину, негру, «хохлу» и т.д. и со страшной инкубаторской силой плодит скинхедов, с ведома ФСБ. Если верить www.vlasti.net, то в России сейчас столько же скинхедов, сколько во всем Евросоюзе вместе взятом. Но существенная разница в том, что, если европеец просто мазохист по отношению к своей власти, то россиянин – национал-мазохист.
Очень хочется надеяться, что революционный порыв в украинце не иссякнет и он не превратится в мазохиста «западного образца», хотя многие в окружении Ю именно этого и хотят. Власть уже неоднократно давала понять, что революция закончилась и теперь будет просто «консервативное болото», но народ не очень-то слушает и продолжает ставить палатки-пикеты там и сям. Ю устал быть революционером, это, по большому счету, не входило в его планы, он хочет быть управленцем, он хочет «прорубить окно в Европу» и даже в Америку. Несмотря на его разговоры о национальных интересах, он уже тормозит вывод украинцев из Ирака, позволяет НАТО утилизировать «лишние» боеприпасы на территории Украины и, вообще, обещает вступить в эту организацию «скоро». Украинский народ, в отличие от Ю, совсем не симпатизирует НАТО, и в этом он не одинок: сборища типа саммита НАТО, куда Ю ездит «на поклон», всегда сопровождаются противотанковыми «ежами» на улицах и массовыми протестами прогрессивных европейцев доброй воли, поддерживавших вчера «оранжевую» революцию, в глазах которых Ю может «упасть». НАТО бьет по авторитету Ю в глазах людей и на Украине, и на Западе. Совсем другое дело Евросоюз. Евросоюз, как метко выразился Андрей Окара, в сознании пост-советского человека – это синоним понятия «рай земной», именно поэтому новая украинская власть «пiдступно» зовет туда свой народ. Однако те, кто живет в Европе, вряд ли разделяют этот взгляд. Рано или поздно украинский народ узнает «секрет Полишинеля», страшную тайну Западной Европы, а именно «ЕС – банкрот!» Если Украина действительно пристроится под зонтик ЕС-ценностей (как то налоговая тирания, идейное «стукачество» и пр.), то вся «ржавая банда» перестанет быть креативными консервативными революционерами, а станет подобной своим правоцентристским собратьям из Страсбурга – скучной управленческой немощью, искренне уверовавшей, что евроамериканская рыночная демократия действительно конечная остановка «трамвая общественной эволюции». Хотя сворачивать с революционного пути для Ю чревато, т.к. в этом случае он теряет имидж народного «комманданте» и преобретает имидж президента, пришедшего к власти путем «сомнительной «западной» технологии», но в то же время по-путински душащий украинских олигархов. Но даже в этом случае никакой Ю, ВВП, Буш или Йоран Перссон не смогут остановить времени клерков и дальнейшего развития мировой революции – Революции Клерков.
Самое время повторить тот вопрос, который Ю задал народу до выборов:
«ЧИ КОЗАЦЬКОГО ВЫ РОДУ, ХЛОПЦI?»
© Eвгений Волынский (Eugene Wolynsky)
В Стокгольме:
15:09 11 ноября 2024 г.