Проект, он же виртуальный клуб, создан для поддержки
и сочетания двух мировых понятий: Русских и Швеции...
Шведская Пальма > Клуб Шведская Пальма > Интервью на Шведской Пальме > Интервью с художником Дмитрием Жуковым

Интервью с художником Дмитрием Жуковым

или рассказ о том, как человек заурядной инженерной профессии, попав в крайне трудное положение, смог найти себя в этой стране


Дмитрий Жуков родился в Одессе (Украина) в 1954 году. По профессии – инженер-механик автотранспорта. На протяжении своей трудовой деятельности был преподователем и конструктором. Во времена ”перестройки” имел туристическую фирму в Эстонии, которая успешно работала вплоть до распада СССР. В 1992 году переехал с семьёй в Швецию, в 1994 году получил постоянный вид на жительство. После окончания ряда курсов работал в качестве дизайнера изделий из древесины в мастерских в Nacka. В 1997 году впервые выставил свои работы на международной выставке в Älvsjömässan в Стокгольме. В дальнейшем работал в конструкторском бюро сантехнического и вентиляционного оборудования, параллельно сотрудничал с новаторами производства в Стокгольмском Центре новаторов, постоянно занимаясь самообразованием в этой области. Казалось, что в новом амплуа он сможет долго и успешно работать, но в апреле 2001 года случилось несчастье – инсульт и, как следствие, сильнейшее кровоизлияние в правом глазу.

Ему сделали операцию, но зрение восстановить полностью не удалось. Затем начались проблемы с левой ладонью – перестали двигаться пальцы. Через полгода – опять операция.

Всё это привело к тому, что работать по специальности Дмитрий уже не мог. Тогда он и решил посвятить себя живописи, о чём всегда мечтал.

- Посещая твои выставки и общаясь с тобой, я понял, что к настоящему моменту ты как художник выработал свой собственный стиль в живописи. На чём он основан?

- На непосредственных уникальных ассоциациях человека, возникающих при освобождении мышления от всякого рода догм, что помогает сформировать новую шкалу ценностей и идеалов, в которой человек и процесс его мышления занимают центральное место.

Язык латерального интеллектуализма смешивает неординарным образом реальные элементы природы, эзотерические знания, персональные ассоциации и макрокосмос. Это как бы позволяет зрителю приоткрыть дверь в интеллект художника. И тем самым даёт импульс собственному творческому мышлению и действию. Латеральный интеллектуализм напоминает зрителю о его уникальности и его возможности оригинального мышления. Тем самым он является предвестником Ренессанса третьего тысячелетия и служит для созидания и творчества, отрицая служение угнетению или уничтожению одних людей другими.

В истории человечества имеется множество примеров, показывающих силу жажды открытия. Одним из таких примеров является судьба Артура Эванса. Он провёл раскопки Кносского дворца на острове Крит в 1900 – 1902 годах на свои средства. В ходе раскопок ему посчастливилось открыть неизвестную цивилизацию, существовавшую во времена Древнего Египта. Встреча с которой в 2002 году (ровно 100 лет спустя после её открытия Эвансом), легла в основу моего творчества.

Как видно из истории развития цивилизации, освобождённый интеллектуализм может служить для правильного регулирования энергии общества и созидания. Под этой энергией я понимаю совокупность всех ресурсов (интеллектуальных, материальных и финансовых).
На современном этапе развития общества мы часто становимся свидетелями порочной практики уничтожения материальных ресурсов (уничтожение неупотреблённых товаров), финансовых ресурсов (падение бирж на многие миллиарды долларов, евро, фунтов стерлингов), а также уничтожение интеллектуальных ресурсов (безработица с последующей деградацией индивидуумов).

Осмысление этих современных проблем, а также переработка культурного наследия привели меня к выработке стиля латерантного интеллектуализма, который как бы проводит неосязаемую черту между развитием и стагнацией.
Начал же я свой путь художника-философа с изучения удивительной Минойской культуры, где не пропагандировался культ царей, а была изображена естественная жизнь людей, которая имела Божественный характер. Жизнь людей была естественна и радостна, без конфликтов и общественных напряжений. Меня глубоко тронули настенные росписи Кносского дворца, а также керамика, принадлежащая эпохе Минойской культуры.

Кносский дворец на острове Крит не имел крепостных стен, как и три других дворца, принадлежащих той эпохе. Тема фресок была очень нетрадиционной для дворцового искусства в понимании современного человека. Это не были изображения битв, побед, царей и возвеличивание их власти, а, наоборот, на фресках можно было увидеть дельфинов, играющих в воде, обезьян, собирающих шафран, и птиц. Люди на фресках были изображены как в бытовых ситуациях, так и в культовых церемониях. Причём изображены были как мужчины, так и женщины. Вот вам истинное равноправие! Именно так у меня сложилось впечатление о Минойском искусстве Бронзовой эпохи, как об искусстве «бронзового интеллектуализма» или, выражаясь современным языком, искусством освобождённого интеллекта.

- Дмитрий, ты так интересно рассказываешь обо всём этом, что складывается впечатление, что у тебя за плечами многие годы учёбы...

- Как таковой учёбы в учебных заведениях художественного профиля у меня нет. Я изучаю всё самостоятельно. Но в ходе художественного самообразования меня интересует искусство разных времён. Среди художников особо привлекших меня оказались символисты голландской школы, которые носили название «Викторианцы». Среди них были такие как Роззетти, Алма-Тадема и Вильям Вастерхаус. Они использовали в своих сюжетах сцены из древнеегипетской и древнеазиатской культур. Художники этого направления привлекли меня своим колоритом, а также выразительностью деталей. Их полотна были наполнены романтизмом, сочетающимся с тонким чувством дизайна. Особенно для меня было интересно то, что все они были представителями высшего сословия того времени, и, как следствие, стали художниками исключительно для своего удовольствия, что как бы роднило их искусство с искусством художников Минойской культуры. Символисты - викторианцы тоже как бы являлись представителями освобожденного интеллектуализма своего времени. В сфере их интересов было также культурное наследие Человечества. В своём творчестве символисты широко использовали археологические материалами раскопок Помпеи, Древнего Египта. После изучения творчества символистов я написал несколько работ, одна из которых называется «Вечная музыка».

В ходе моего дальнейшего изучения Художественного наследия Человечества я обратился к эпохе Возрождения. Позвольте здесь заметить, что уже к середине XV века в искусстве Европы появляются попытки освобождения от разного рода догм, в том числе и от церковных. Хиронимус Бош (1450-1516 гг.) а затем Питер Брюгель (1525–1569гг.) пишут картины, проникнутые фантасмагорическими аллегориями. Конечно, венцом эпохи Возрождения становится творчество Леонардо да Винчи, поскольку именно этот человек, называвший себя всего-то инженером, при жизни выделялся среди других своей интеллектуальностью и уникально широкими способностями и абсолютной свободой от всякого рода условностей. Мне не представляется возможным исследовать всё его наследие, оно поражает своим размахом и не укладывается в человеческие нормы. Леонардо вводит в свои композиции элементы нереальных пейзажей, которые придавали полотнам и фрескам особую романтику.

- И что, вот так и учишься всё время самостоятельно? Куда-то ездишь, чтобы посмотреть, почувствовать?

- Да. Побывав, например, в Париже, посетил музей Сальвадора Дали. Там я получил огромное впечатление от акварельных эскизов этого великого художника. Меня глубоко тронула динамика линий и цвета в них, по которым можно судить об огромной творческой энергии. Темперамент рисования идей и мыслей в его эскизах можно было бы отождествить со стремительностью движения смычка в руке мастера–скрипача. Сальвадор Дали в картинах мастерски даёт зрителю информацию в нескольких планах. В своей работе «Седьмое измерение» я тоже сделал попытку дать несколько планов информации зрителю. На этой картине изображен пейзаж Азорских островов в реалистичной манере, где я разместил фантасмагорические фигуры. Именно так я попытался выразить ощущения космических и магических сил природы, а также ощущения совокупности этих чувств и мыслей, порой возникающих в нас и, таким образом, связывающих нас с макрокосмосом.

После работы с сюрреализмом, где основное внимание я уделил интеллектуальному аспекту, я обратился к созданию картины «Жрица ведрусов – Анастасия». В ней я изобразил Человека-Богиню. Изображая Богиню-жрицу, я пытался добиться ощущения связи человеческого духа с окружающей природой. Начиная с этой работы, я как бы начал изображать различные человеческие ощущения и ассоциации в абстрактной форме с использованием всевозможных элементов.

Этим я пытаюсь подключить зрителя к восприятию тайн синтеза сознания и подсознания, высвободить его мышление от всяких навязанных обществом рамок восприятия. Именно так родилась у меня серия таких картин.

- Диалектика, философия, микро и макрокосмос... В твоей речи есть всё это. Но какова манера твоего письма?

- Подражание манере минойских художников с применением элементов экспрессионизма привело меня к новому ощущению пространства, которым, по моему ощущению, владели художники той далекой поры. Я как бы вдохнул «свободный воздух» той эпохи.

- Итак, вдохнул воздух, как я понимаю, и мысли тоже той эпохи... И что же дальше?

- А дальше я пришёл к выводу, что освобождённый интеллектуализм даёт импульс к новому возрождению общества и переоценке ценностей урбано-информационного общества. Я хочу указать на статью И. Р. Шафаревича «Математическое мышление и природа» от 1993 года, которая была прочитана в Японии на конференции в том же году. В ней говорится о связи красоты решения и эволюционного развития. В статье приведён вывод Пуанкаре, где как бы предлагается пространство для искусства и нынешней дискуссии о его роли. Этот вывод гласит, что решающим фактором эволюции оказывается не борьба за существование, а эстетический критерий. То есть это означает, что красота, порождённая человеком, является решающим фактором для выживания Homo Sapiens.

- Совершенно неожиданный поворот темы... Мы как-то незаметно от искусства пришли к общечеловеческим, глобальным философским темам. Что можешь ты сказать о земном, конкретном, сегодняшнем?

- Что хочу сказать... Болезнь меня практически направила в другое русло жизни. Но, как говорится, «нет худа без добра». Так получилось и со мной. Благодаря Швеции, я не оказался брошенным на произвол судьбы. Считаю, что эта страна, наверное, единственная в мире, в которой можно пробовать себя,не думая о куске хлеба.

- Чувствую, что в твоих рассуждениях преобладают мысли мирового масштаба, и что беседа с художником получилась как беседа и с философом одновременно. Понимаю, чувствую, что ты сказал далеко не всё, что хотел бы... В завершение беседы, скажи почему ты это течение в искусстве называешь Латеральным?

- Возникновению термина Латеральное мышление мир обязан большому мыслителю нашей эпохи Эдварду Де Боно, который создал мировой клуб нового мышления на основе тезиса «Прошлое можно анализировать, будущее нужно создавать». Этот человек считает, что пришло время для нового мышления, которое будет фокусироваться на творчестве. В связи со сказанным, хочу акцентировать внимание на таком явлении, как латеральный интеллектуализм. Для пояснения истории мышления обращаюсь к истории философии. Издавна человек регистрировал явления по принципу «Это есть так». С развитием греческой философии появилось понятие «Почему?». Со времён Платона и Аристотеля начался активный процесс анализа и объяснения явлений. Следующим логическим шагом в этой цепи рассуждений явился вывод: «Поскольку мы понимаем, как происходит тот или иной процесс, то, вероятно, мы можем его изменить». Такой вывод стал основой научной методики современной цивилизации, а также основой современного способа мышления. Всё это привело к информационному потоку, который породил множество наук. Однако, хочу отметить, что научная обработка информации пока имела весьма низкую эффективность, а блестящие научные открытия во все времена были покрыты мистической завесой. Тут уместно вспомнить и открытие Менделеевым Периодической таблицы химических элементов, открытие лучей Рентгена, фотографии, теории относительности Эйнштейна, а также создание музыки Моцарта и т.д. Все эти и многие другие блестящие достижения человеческой мысли дошли до нас благодаря случайности, ошибкам, сну или какой-то игре. Факты, приведённые выше говорят, что эволюционное развитие не может происходить только с помощью аналитического процесса мышления, поэтому назрело время введения понятия латерального мышления в самоорганизующей системе, которой является наша цивилизация. Введение латерального мышления в традиции нашего мира увеличит поток новых идей с помощью нетрадиционных методов, таких как ошибки, провокации, юмор и разного рода случайная информация. Следует отметить, что в латеральном интеллектуализме нужно обратить особое внимание на процесс восприятия, который во времена греческой философии был развит и ныне остается в тени.

Латеральный интеллектуализм даёт импульс к переоценке акцентов урбано-информационного общества. На сегодняшний день западная техническая цивилизация гипертрофирует значение технического прогресса в ущерб развития самосознания и окружающей среды, что может привести к разного рода кризисам на Земле. Таким образом, возрастает значение латеральной мысли, как творческой функции человека. Неоспоримо влияние «тонкого мира» на физический мир. Так в этом контексте очень интересен факт, происшедший в Японии, приведённый в книге Масару Эмото «Послание воды». В сюжете, приведенном в книге, рассказывается как молящаяся группа из 350 человек прекратила процесс цветения воды в озере Биво в Японии в 1999 году. Художник латерального интеллектуализма может инициировать подобные явления в обществе в целом, тем самым возрождая преданные забвению заповеди одной из старейшей религий на земле – зороастризма: «Думай хорошо! Говори хорошо! Делай хорошо!»


Заключительная справка.

В 2004 году Д. Жуков сделал первую персональную выставку в ”ABF” (Sveavägen 41, Stockholm) на тему: «Муза и Эрос». Его полотна выставлялись в нескольких картинных галереях Стокгольма. В 2005 и 2006 годах его произведения, написанные в разных стилях и жанрах, выставлялись в самой престижной картинной галерее «Gummesons».

Кроме этого, в этом году огромная коллекция его картин экспонировалась в течение месяца в залах одного из красивейших дворцов - Замка Тюресё (Tyresö Slott). Ему по плечу многие стили. Может работать как портретист, очень нравится ему создавать картины с видами моря, с удовольствием создаёт полотна в стиле импрессионизма. Пишет он также стихи и музыкальное сопровождение к ним. Сам же и исполняет созданные произведения.

Картины, написанные Дмитрием, есть в частных коллекциях Прибалтики, Франции и Швеции. И, самое важное: не так давно Дмитрий создал в Стокгольме студию живописи, в которой обучает основам и премудростям живописи и рисунка детей, подростков и взрослых! Обучает своим нестандартным способом всех тех, кто хочет достичь успеха. Как некогда смог это сделать он сам!

Обучает не только искусству владения кистью, графитом, мастихином, но и пониманию философского предназначения художника!

http://www.geocities.com/cad2000se/index.html


Александр Шанцев, фото автора

arussven@mail.ru

på svenska
Русско-Шведский словарь для мобильного телефона и планшета. 115 тыс слов

В Стокгольме:

18:32 24 февраля 2017 г.

Курсы валют:

1 EUR = 9,134 SEK
1 RUB = 0,1355 SEK
1 USD = 8,6625 SEK
Creeper
Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика
© Шведская Пальма