Проект, он же виртуальный клуб, создан для поддержки
и сочетания двух мировых понятий: Русских и Швеции...

«О почти забытом...»

Интервью с Людмилой Турне.


Покидая Россию более 30 лет назад, она еще не знала, как сложится ее жизнь. «Я принимала Швецию широко открытыми глазами», - рассказывает Людмила Александровна Турне.

Получив высшее театральное образование, Людмила Александровна работала актрисой на сценах театров России, снималась в кино, выезжала на концерты. Свой последний фильм «Последнее дело комиссара Берлаха» она увидела целиком лишь спустя 20 лет в Швеции. Родной сценой она, однако, счиатет Театр Русской Драмы г. Риги в Латвии, где ее знали, как Воинову. Помимо театрального образования Людмила Александровна закончила ин. Яз. ЛГУ. Именно это образование и явилось стартовой площадкой ее работы в Швеции.

Переводы, преподавание, экскурсионная работа - все это было ее деятельностью в Швеции. 30 лет тому назад Людмила Александровна была одна из создателей и первым преподавателем учебного курса для детей «Домашний язык». Она убеждала и подчеркивала важность сохранения родного языка, как составной части культуры и внутреннего мира ребенка. Русского ребенка.

Сегодня Людмила Александровна стоит во главе «Русского салона», - старейшего закрытого общества для русских иммигрантов, уважающих Россию, свои корни и истоки, свою духовность и нравственность. Она также член Международной Ассоциации «Женщины в науке и образовании», ездит и выступает с научными докладами о Швеции и России.

Людмила Александровна - русская княгиня, урожденная Демидова-Лопухина, всем сердцем предана России. В начале 70-х годов она встречает своего будущего мужа Гуннара Турне, работавшего тогда с Россией. Именно с ним более 30 лет назад Людмила Александровна покидала Россию, отправляясь в еще неизвестную ей Скандинавию.

Историческая справка: Демидовы - русские дворянские роды. Самый известный из них происходит от Никиты Демидовича Демидова. Одна из ветвей этого рода в 1873 унаследовала, в лице генерал-майора Николая Петровича Демидова, имя и титул светлейших князей Лопухиных. Род Демидовых внесен в I, II, III части родословных книг Московской, Нижегородской и Санкт-Петербургской губернии. Другой род Демидовых происходит от ДСС Василия Ивановича Демидова (1741). Сын его, Иван Васильевич (умер в 1799) был при Екатерине 2 генерал-поручиком и флота генерал-цейхместером (начальником морской артиллерии). Этот род внесен в I часть родословных книг Казанской, Новгородской и Орловской губернии. Кроме этого, был дворянский род Демидовых, происходивший от сына Сенатского Обер-Секретаря Василия Ивановича Демидова (1694), возведенного в дворянство в 1750, дед которого был Игуменом Новинского монастыря в Москве и скончался в 1734. Род этот угас в начале 19 столетия. Остальные роды Демидовых, число 10, нового происхождения, из которых один записан в Области Войска Донского.
Представителем младшей линии рода Демидовых-Лопухиных являются Демидовы, князья Сан Донато.


Людмила Александровна - Я - третье поколение эмигрантов после революции. Нас тогда было немного. Мы все знали друг друга. Мы были изолированы от шведского общества и не по нашей воле. В то время здесь не было такой многонациональности и швед не допускал близко к себе не шведа. К нам относились, однако, хорошо, с уважением. Мы были экзотикой, чем-то недосягаемым.

Олиана Лионовская. Первые два года Людмила Александровна искала себя в Шведском обществе. Ее муж всегда ей говорил: «Никогда не теряй свое, ибо шведкой ты все равно никогда не будешь». И можно, безусловно, с этим согласиться, ибо то, что воспринято с колыбели от родителей - это и есть истоки нашей личности, характера, воли. На мои вопросы о русском человеке и его душе, княгиня рассказывала мне:

Л.А. - «Русская душа щедра. Мы любим делиться! У русского человека огромный душевный потенциал и необычайно широкое сердце, цельный ум. Всего этого нет на Западе, - отсюда и подозрительное отношение ко всем нам. Я лично очень верю в русского человека, в присутствие жажды жизни, жажды творчества. Сколько у нас талантов!?.. Все, что необходимо сегодня - это сильная верa в себя-человека и возрождение самоуважения и гордости. А это начнется тогда, когда мы сами перестанем злословить, кого-то винить; когда мы научимся лояльности. Это то, что нам нужно.

О.Л. Многие из нас вернулись бы на Родину. Только пугает и криминал, и грязь, и хамство, которые также исходят от русского человека. Как же так? Где же наша душа?

Л.А. Душа, добрая душа у нас всегда была. Она лишь не обогрета сейчас. Во всех пертурбациях, которые пережила Россия, мы потеряли собственное достоинство. У нас никогда не было покоя: огромную, наверное, большую часть своей жизни мы находились в войнах. А самая мизерная часть нашей мирной жизни уходила на залечивание ран, как физических, так и душевных. В самой стране до сих пор не утихают междоусобицы, что тоже можно приравнять к войнам, а это, в свою очередь, порождает накапливание жуткой отрицательной энергии в душе со злобой и агрессивностью, нетерпением и мщением. Помимо всего этого, нельзя забывать простой истины: нам ведь никогда никто не помогал. От нас всегда ждали помощи! А сейчас, когда наша Родина ослабла, то ее еще и хищнически разворовывают. Сознательно разворовывают. Да, проявились в русском человеке далеко незавидные качества. Всему этому, казалось бы, можно найти и причину, и основание, и оправдание. А не значит ли это, что мы снова начнем заниматься самобиением, охаиванием, поисками козла отпущения и, вообще, виновников? Нужно ли, умно ли тратить такое драгоценное время короткой жизни на это? Не лучше ли свой взор обратить на себя с вопросом: «А что же я сам делаю?» Не лучше ли, думая о своих потомках, о молодом поколении, о России простить всех и вся и все, что было, простить себя, - нет, не забывать, а простить! - и начать поднимать свой дух и жизнь по-новому?!.. То, что воспевал Толстой, Пушкин, Куприн - русская гордость оказалась забытой. Она упала до уровня болонки, стоящей на задних лапках, просящей милостыню. А дают-то нам не милостыню даже, а яд замедленного действия-разрушения!.. Вы только взгляните, что идет с Запада, с Америки, какова их свобода и демократия - насилие, террор, запугивание, беспутство, бесстыдство... Боже упаси мой народ и мою Родину от такой демократии! Талант уже не в моде. В моде звон монет и ярлык на штанах. Мы нищаем духом! Вот это страшно! Вот Вы высказались, что пугает Вас и криминал, и грязь, и хамство в России. Так все это же самое и налицо здесь, разве Вы не видите? Или не хотите видеть?

О.Л. Что может спасти Россию и русский народ?

Л.А. Нам надо обрести вновь веру в себя, любовь к себе, самоуважение, а тогда появятся и силы на нужные дела. Да, народ устал от смутных времен. Мы не должны сравнивать себя с другими странами. Мы - это мы. И таких, как мы больше нигде нет. Советую всем почитать книгу Паршина «Почему Россия не Америка». Книга достойна быть настольной в каждом русском доме. Сейчас наша свобода находится в стадии младенчества, а темечко ее - это наш народ. Сейчас самое время гордиться тем, что мы русские и не злословить, не оскорблять и не унижать свою страну и людей. Мы только теряем от этого наше человеческое достоинство. Я помню одну из передач здесь в Швеции, когда одна журналистка сказала прямо после одного интервью в России: «А за что нам их уважать, когда они сами себя не уважают?» И она получила хороший гонорар за эту передачу, а русские, которые с такой охотностью делились с ней о житье-бытье в России, поносив и руководство и своих соотечественников и благодаря которым эта журналистка и заработала жирный гонорар, остались сами у разбитого корыта с чистой совестью и пустым карманом. Вы понимаете, что мы кормим западных журналистов?..

О.Л. Но как же можно изменить нравственное положение столь многомиллионной страны? Возможно ли это?

Л.А. Конечно же это возможно. Если только все взвесить, осознать, очень захотеть и поверить. Нет ничего невозможного, если человек что-то очень хочет и в это верит. Необходимо лишь время и ТЕРПЕНИЕ. И начинать надо с детей. Образование в школах должно вестись с любовью к своей стране и своему народу. Дети чувствительны к красоте, к морали. Наблюдая за своими детьми, и родители их тоже начнут тянуться к будущему поколению. Ведь эти дети и будут строить наще общество. Их мировоззрение сегодня целиком зависит от нашего с вами мировоззрения, от картины стиля нашей собственной жизни, от наших речей и высказываний об обществе, о лидерах, от наших впечатлений. И мы в ОТВЕТЕ за здоровье душ наших детей, ибо в их руках наши судьбы и судьба нашей Родины. Процитирую Библию: «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою?»

Большую роль в становлении личности должна нести и пресса. Ведь журналисты радио и телевидения - это ключевое звено в создании положительного вокруг, во что надо верить. Сегодняшние журналисты просто опасные люди. Они критикуют не для того, чтобы поддерживать и правильно описав, направить. Они критикуют, чтобы убить! Это безответственно и глубоко аморально. Основная масса русских людей хочет трудиться и она трудится за мизерную зарплату. Сила русской личности в том, что она во имя патриотической цели может отдать все свои силы, свои знания, свою жизнь, ничего не требуя взамен.

О.Л. А теперь, возвращаясь к Швеции, к вопросу об иммиграции русского человека и изменениях его внутреннего мира, если таковые могут наблюдаться. Что Вы можете об этом сказать?

Л.А. Конечно же изменения происходят. Каждый человек индивидуален согласно своему воспитанию и развитию. То, что заложено с детства и генами - это имеет вес в изменении личности. Я скажу о двух типах людей. Первый тип русского человека - это тот, кому важна духовность, небезразличие, чувствительность. Материальная зависимость - не стремеление, необходимость к существованию. Стремление к знаниям, к познаниям, к общению среди равных себе, любовь к Родине, к людям, к семье, духовность и нравственность - это смысл жизни таких людей на Западе. И второй тип людей, с удовольствием уехавших из России, решивших для себя, что они больше не русские, что теперь Запад их дом и Родина, где так «стало свободно дышать». Это слепота, нищенство духа. Со временем этим людям придется столкнуться «со свободным дыханием» Запада. Мне жаль и больно только за детей этих людей.

О.Л. А что касается Вас. Вы, наверное, отнесли себя к первому типу людей, значит Вы порой наталкивались на упомянутые Вами сложности с нехваткой духовности. Изменились ли Вы сами, прожив 30 лет в Швеции?

Л.А. У меня вопрос об изменении личности возник, как только я приехала сюда. Были иллюзии и фантазии по поводу Швеции. Лучший способ познать себя - это познать другой народ. И вот я столкнулась с потрясающей вежливой, спокойной холодностью и безразличием. С жестким материальным завистливым миром. Мой муж сказал однажды: «Зависть - это наша национальная черта». О, как он прав! А отсюда и идет соответственный уровень духовной развитости или неразвитости; уровень эрудиции и знаний. Каково здесь отношение к литературе, театру, культуре, вообще, каково качество всего этого, Вы можете судить сами, посмотрев шведское ТВ. Конечно, я изменилась. Надеюсь, к лучшему. Во мне произошли огромные переоценки ценностей. Я планирую свое возвращение на Родину! Мою юность я провела в Москве, но там уже жить не смогу. Москва уже не та, Москва не ощущается мне прежней теплой Россией. Город весь в деньгах, в бизнесе, в косметике. В пародоксальных названиях учреждений, кафе, ресторанов, направленных, как мне кажется, на изменение нашего такого прекрасного и богатого русского языка, русской культуры. В 70-е годы мы были здесь так уважаемы, так интересны!... Сила народа - в его культуре, в его языке, в обычаях и традициях. Сила народа - в его памяти. Мы просто не имеем права предавать эту силу, позволяя «все всех лучше знающим западным журналистам» линчевать нас и подтачивать нашу веру в лучшее будущее. Академик Лихачев сказал: «Русская литература - совесть русского народа». Нельзя нам лишаться этой совести. Не должны мы вставать на путь деструктивности. А принижая свою культуру, свой язык перед Западом, мы убиваем свое «я».

О.Л. К вопросу об изменениях. Как изменилась Швеция по истечении 30 лет?

Л.А. Здесь стало заметно много иностранцев. И хотя много говорится о борьбе с дискриминацией, факт рассовости налицо. В мои первые годы в Швеции это не было столь очевидным. Был, скорее, страх перед лучшим. Я помню, когда, приехав сюда, надеялась продолжать театральную карьеру и здесь. Но при первой же встрече с директором театра я услышала от него, «что я слишком хороша для них»... Я даже не знала, как мне отреагировать на это - то ли это оскорбление, то ли комплимент. Тем не менее, я снялась здесь в начале 80-годов в фильме «Спанарна» (Spanarna - Сыщики), сценарий которого был специально написан для меня писателем Уловом Сведелид. Так что в то время была и терпимость и любопытство к нам. Благодаря иностранцам изменилась и кухня Швеции. А благодаря русским здесь появились творог, сметана, кефир.


«Пушки отлитые на демидовских заводах для Петра Первого, положили конец державы «свейской», и после грохота этих пушек вот уже 250 лет как Швеция зареклась воевать с Россией. Смольный институт в Петербурге, Университет в Москве, первые детские приюты обязаны своим становлением Демидовым. Революция не пощадила Демидовых-Лопухиных. Вместе с царской семьей была расстреляна придворная дама царицы - Демидова. Извели и остальных представителей рода. В Сибири, в сталинских лагерях умер дедушка Людмилы Александровны. Его сын, Александр Владимирович, был вынужден сменить фамилию. Демидов-Лопухин превратился в Воинова - потому, наверное, что провоевал ВОВ. Детям он наказывал:»Живите тихо, но светло. Никому ничего не рассказывайте.» ("Вести сегодня", 14.09.00.)


О.Л. Давайте уделим немного внимания «Русскому Салону». Это одно из направлений Вашей деятельности. Не могли бы Вы немного рассказать о нем?

Л.А. «Русский Салон» исходит своим созданием со времен первой волны эмиграции. Начало 20 века было и началом создания этого общества. Вера Сагер (через родство кн. Трубецкая) была инициатором создания вечеров у себя дома. Незадолго перед ее смертью мы разговаривали с ней о продолжении этой традиции - то, что я и делаю сейчас. Наше общество никогда не было кричащим, выпячивающим себя. Очень немногие знали о наших персональных титулах. Общество не было зарегистрированным, так как мы не желали шведского влияния. Но о нас знали в Приходе, так как все общество, фактически, состояло из прихожан и построено было на духовности, соборности и нравственности. Мы воспевали русский дух, русские традиции, русский язык. Мы приглашали и интересных, с нашей точки зрения, шведов. У нас не было и нет желания замыкаться. Важно лишь, чтобы наша русская духовность и нравственность, мораль и преданность сохранялись и передавались из поколения в поколение. Мы рады всем, кто разделяет наши взгляды и идеалы и желает общения с нами.

Для нас дороги все, кто любит Россию, кто не говорит дурно о своей Родине и о своем народе. Естественно, что близко дружить могут не все. Естественно, что «химия» может не совпадать. Естественно, что иные предложения не находят поддержки. Но у нас построено все на уважении друг к другу, что означает, что каждый из членов «Салона» личность, у каждого есть право голоса. Мы слушаем всех и мы слышим всех. Ну, если кто-то с чем-то не соглашается, мы приходим к положительному разрешению через диалог или голосование. Все планируем вместе. Большое место уделено у нас филантропической помощи России, ее глубинкам и монастырям. Наша помощь направляется в монастыри, дома престарелых, детские дома, больницы. Помогаем и отдельным семьям. Встречи - раз в месяц. Иногда чаще, иногда реже, но контакты поддерживаем еженедельно. Наш девиз: «Мы приходим с улыбкой и уходим с улыбкой». В девиз входит и изречение-девиз с моего Демидовского герба: АКТА НОН ВЕРБА! (Acta Non Verba!) - Дела не Слова!


Олиана Лионовская

på svenska
100 шведских неправильных глаголов по почте

В Стокгольме:

16:40 30 марта 2017 г.

Курсы валют:

1 EUR = 9,1965 SEK
1 RUB = 0,1347 SEK
1 USD = 8,4633 SEK
Creeper
Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика
© Шведская Пальма